вторник, 4 декабря 2012 г.

С этапа на этап. Маркетинг.

Сегодня модно заниматься маркетингом Точнее так: модно говорить о своей сопричастности к маркетингу. Руководитель компании хвалится новой игрушкой - разработанной лично им торговой маркой, и без которой, и до которой он все равно продавал и будет продавать свои штакетник, плитку или косметику для мальчиков. Маркетолог - хвалиться своей сопричастностью к марке, которая была до него и будет после него. В общем, всякая уважающая себя фигня фирма имеет отдел маркетинга. Самые экономные "заводят" одного маркетолога, который занят так называемым "маркетингом" дни и ночи к собственному самоудовлетворению и за деньги руководителя.

А чем же на практике должен заниматься настоящий маркетолог? Как-то забылось, что маркетологи должны изучать потребителя и предлагать решения по адаптации товара (услуги) к нуждам потребителей, чтобы он лучше соответствовал потребительским ожиданиям и, конечно же, продвижением продукта ближе к потребителю  настолько близко, насколько маркетолог сможет подобраться к карману клиента. Над самими продуктом (упаковкой, маркировкой, маркой) работают уже технико-маркетинговые конструкторы. Самые "продвинутые" маркетологи из кожи вон лезут в желании заниматься рекламой. Маркетолог занимающийся рекламой вряд-ли сможет заняться продвижением, поскольку клиент для него сжался , трансформировался в зрителя. Именно в зрителя, читателя, "пожирателя" рекламных стикеров превратился для него клиент. И это жуть как не правильно.

Но если совсем откровенно, в моем случае конкретно, я числюсь в компании как маркетолог, хотя откровенно занимаюсь рекламой и продвижением. Почему? Потому что рынок труда так устроен - мне гораздо проще будет устроиться в будущем  (если вдруг придется менять место работы) маркетологом, нежели PR-щиком. Хотя возможно такой подход тоже не совсем верный.

А вообще, к моему глубокому сожалению, человек, работающий маркетологом вряд-ли сможет заняться продвижением, да и вряд-ли захочет, поскольку рекламный стул - мягкий, а подсчет GRP -  безопаснее, чем доказательство эффективности мероприятий торгового маркетинга. Еще проще заниматься рестайлингом логотипа, рисованием бренд-буков... точнее, идентити-гайдов. Гайд - проще и этот маркетинг-менеджмент легче продать за зарплату.

Ситуация, когда хозяин нанимает маркетолога и загружает его тем, чем он сам понимает - разработкой табличек, рекламой, упаковкой - типична до безобразия. Жизнь такого маркетолога - ровная и, за счет откатов - финансово обеспечена. Правда, тупая!!!! Гораздо сложнее приходится маркетологу, когда работодатель ждет от него: роста присутствия на рынке, продаж, лидерства, креативных решений в той же рекламе, уверенности в своей финансовой обеспеченности, наконец!

В свое время  для выживания лично мне пришлось  осознать следующее:
Функционирование организации по шкале времени подчинено некому жизненному циклу. Маркетинг в компании, как и сама компания претерпевает процессуальность развития и стадийность. 

1 ЭТАП. Тусовочный маркетинг. Случай, ситуация и этап, когда "маркетинг нужен", потому что о том, что он нужен пишут и говорят, но никто особенно не понимает, для чего он нужен именно в этой компании. 
Я думала так: выжить. Дать руководителю четкий план своей работы и его отработать.
Итоги моего думанья: потусовались,и  либо разошлись, либо совместно поняли, что план моей работы и план работы компании - разные планы (такое тоже было на практике).

2 ЭТАП. Маркетинг - это реклама. Этап развития понимания маркетинга, когда нащупывается понимание того, что "рисовать чего-то" за компьютером не совсем деятельность для клиента и рынка.
Мой руководитель явно думал так: сколько не дай денег - лучше не становится.
Я думала такруководитель нихера не понимает, что я от него хочу, да еще и денег, на то, что хочу, не дает.
Итоги моего думанья: маялась, разрабатывала, предлагала критерии оценки эффективности своей работы, а так же доказывала непосредственное влияние этой работы на цели бизнеса компании  Ну вот по моим оценкам, личным связям, это еще до 70% маркетологов все еще доказывают, что-то своим руководителям. Сделала вывод со временем, что ничего доказывать не нужно, человек либо понимает - он в теме, либо он действительно нихера не понимает - понимать не желает.

3 ЭТАП. Цифровой маркетинг.  Руководителю становится интересна роль рекламы в товарообороте, выраженная в цифрах, доля рынка, "портрет" клиентов, дела конкурентов. В компании укрепляется понимание того, что: "маркетинг – это информация".
Мой руководитель думал так (кстати, да простит меня директор один из омских ТЦ, но это про него): трачу цифрами, получаю - обещаниями. Так не пойдет! Нарисуй табличку в экселе и сопоставь в ней хоть чего-то.
Я думала так: без понимания рынка, дилерских опросов, эксель не нарисуешь.
Итоги моего думанья: рвала волосы на голове, создавала основу для сбора внутренней и рыночной информации. При этом, информация должна была быть максимально недорогой, а собираться она должна была перманентно. Честно - ничего хуже в моей практике не было. Это отчеты должны были предоставлять еженедельно, каждый четверг, на планерке. 

!!!!! Да, чуть не забыла...: переход с первого и на последующие этапы развития маркетинга не отменяет работы, понимания предыдущих этапов. То есть, рисование экселек, не отменяет "маркетинг - это реклама" и доказательства влияния этой работы на цели бизнеса. Другими словами, переход на последующий этап развития маркетинга в компании только усложняет жизнь маркетолога. Впрочем, переход может и не случиться, тогда маркетолог садится на откат с рекламы и тихо умирает как специалист, но уже получает стабильный доход. Многие так и живут до "старости"... !!!!! Если вы по призванию маркетологи - бегите!

4 ЭТАП. Плановый маркетинг. Маркетинговая информация доступна, методы и каналы ее получения отработаны, деньги тратимрекламу делаем, значит пора делать все это планово. В компании укрепляется понимание того, что: "маркетинг – это плановый менеджмент по трате ресурсов на благо клиентов".
Мой руководитель думал так: тратить на маркетинг - привык, есть первые результаты от этих трат. Пусть траты будут плановые и бюджетируемые, но, желательно по остаточному принципу.
Я думала так: дали бы больше - было бы лучше. Но план - это спасение, теперь я могу ходить и требовать денег. Правда, бюджетирование - это плохо, приходится доказывать целесообразность и эффективность. Дура была
Итоги моего думанья: быть плановой, полезной и, хоть и не хочется  начинать "щупать" продажи.

5 ЭТАП. Торговый маркетинг. Ну вот, случилось неизбежное: работа маркетолога и зависит и влияет и строится от продаж.
Мой руководитель думал так: ну вот!!!! Вот это и есть маркетинг
Я думала так: попала! Никогда не думала, что бегать за дистрибьюцией, качественная и количественная дистрибьюция, мерчендайзинг, акции селз и трейд промоушена - это то, чем я буду заниматься всю оставшуюся жизнь.
Итоги моего думанья: см. предыдущую строчку со слова "заниматься"...

6 ЭТАП. Стратегический маркетинг. А вот не буду описывать этот этап... Дам волю фантазии вам, есть мысли комментируйте.

Ну как, маркетологи, трудно быть Богом? smile:)

2 комментария:

  1. Ну так чо там со стратегическим маркетингом? ))))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Если у вас есть мысли делитесь) а я отпишусь в процессе реализации на конкретных примерах немного позднее.

      Удалить